Циклические алгоритмы. Презентация по информатике на тему "Алгоритмы циклической структуры. Программирование циклов на Pascal" Циклический алгоритм икт паскаль пример

Слайд 1

Исполнитель РОБОТ Циклический алгоритм
Презентация к уроку информатики. 9 класс Тема: Управление и алгоритмы

Слайд 2

FOR i:=1 TO N DO BEGIN действие1; действие2; END;
FOR i:=1 TO N DO действие1; действие2;
1

Слайд 3

2
WHILE (УСЛОВИЕ ИСТИННО) DO BEGIN действие1; действие2; END;
WHILE (УСЛОВИЕ ИСТИННО) DO действие1; действие2;

Слайд 4

3
17 клеточек
12 клеточек

Слайд 5

4
Program N1; var i:integer; Begin For i:=1 to 12 do RobotForw; RobotLeft; For i:=1 to 17 do RobotForw; RobotLeft; For i:=1 to 12 do RobotForw; RobotLeft; For i:=1 to 17 do RobotForw; RobotLeft; end.
Движемся вниз
Движемся вправо
Движемся вверх
Движемся влево
Эта и следующая команды поворачивают в углу робота налево

Слайд 6

5
Если поставить стену, робот в нее врежется и программа остановится

Слайд 7

6
Program N2; var i:integer; Begin While FreeForw do RobotForw; RobotLeft; While FreeForw do RobotForw; RobotLeft; While FreeForw do RobotForw; RobotLeft; While FreeForw do RobotForw; RobotLeft; end.
Пока впереди свободно, выполнить робот вперед.

Слайд 8

Слайд 9

8
Program N3; var i:integer; Begin for i:=1 to 4 do begin While FreeForw do RobotForw; RobotLeft; end; end.
Четыре раза выполнить движение вперед, пока нет препятствия и поворот налево

Слайд 10

9
Четыре раза выполнить движение вперед, пока нет препятствия, и поворот налево

Слайд 11

10
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. У левой стены обстановки в произвольном месте ставится препятствие. Робот должен доехать до точки 1 и вернуться в исходное состояние. Примечание: использовать три последовательно соединенных цикла ПОКА
1
1

Слайд 12

11
Задание 2. У левой стены обстановки в произвольном месте ставится груз. Робот должен доехать до груза, взять его перевезти на склад и вернуться в исходное состояние. Примечание: использовать два последовательно соединенных цикла ПОКА

Слайд 13

12
Задание 3. У левой стены обстановки в произвольном месте ставятся пять грузов. Робот должен все грузы перевезти на склад. Примечание: использовать два последовательно соединенных цикла ПОКА, вложенных в цикл с параметром.

Слайд 14

13
Пример 1 Робот находится перед входом в коридор. Необходимо отметить все клетки внутри коридора, и вернуться обратно

Слайд 15

14
Program N7; Begin RobotForw; While not FreeLeft do begin Select; RobotForw; end; RobotBack; While not FreeLeft do RobotBack; end.
Делаем шаг вперед для входа в туннель
Пока слева есть стена, отмечаем клетку и делаем шаг вперед
Возвращаемся обратно в туннель
Пока с лева стена, движемся на шаг назад

Слайд 16

15
Пример 2 Имеются две стены поставленные углом. Длины стен произвольные. Робот находится в углу между стенами (см. рисунок). Необходимо составить программу в которой робот отмечает все клетки на внутренней части стены. Конечное положение робота произвольно.

Слайд 17

16
Program N8; Begin While not FreeRight do begin Select; RobotForw; end; While FreeBack do RobotBack; RobotLeft; While not FreeLeft do begin Select; RobotForw; end; end.
Пока справа не свободно, отмечаем клеточку и делаем шаг вперед.
Возвращаем робота назад
Поворачиваем налево
Пока слева не свободно, отмечаем клеточку и делаем шаг вперед.

Слайд 18

Слайд 19

18
Пример 3 Обстановку перекрывает стена, делящая обстановку на две части. В стене есть проход размером в клетку в произвольном месте. Необходимо составить программу в которой робот находит этот проход и переходит на другую часть обстановки.

Слайд 20

19
Program N9; Begin RobotLeft; While FreeForw do RobotForw; RobotRight; While not FreeLeft do RobotForw; RobotLeft; RobotForw; RobotForw; end.
Поворачиваем робота по направлению к стене.
Движемся вперед пока не упремся в стену
Поворачиваем робота вдоль стены
Движемся вперед пока стена не кончится
Поворачиваем робота в сторону прохода
Делаем два шага вперед, проходим на другую половину обстановки

Циклические алгоритмы06.04.2017
Циклические алгоритмы
Виды циклов и циклические
команды на Паскале

Цикл - это многократное
повторение последовательности
действий
Повторяющаяся часть алгоритма
называется ТЕЛОМ ЦИКЛА
Виды циклов
С заданным числом
повторений
Условие выполнения
цикла
С условием
Условие выхода из
цикла

Виды циклов (содержание)
Цикл с предусловием
Практика
Цикл с постусловием
Практика
Цикл с параметрами
Практика
Решение сложных задач

Цикл с предусловием

Практика

условием, и действие, которое необходимо выполнить только
после проверки условия используют цикл в предусловием.


Перед каждым выполнением тела цикла происходит проверка
условия, если результат «истина», то тело цикла выполняется
еще раз, если «ложь», то происходит выход из цикла.
На блок - схеме
Начало цикла
Нет
Условие
ДА
Тело цикла
Конец цикла
В Pascal
While <условие> do
begin
<тело цикла>
end;

Цикл с постусловием

Практика
Если число повторений заранее неизвестно, а задано лишь
условием, и действие, которое необходимо выполнить до
проверки условия используют цикл с постусловием.
В качестве условия используется логическое выражение, тело
цикла – простой или составной оператор.
После каждого выполнением тела цикла происходит проверка
условия, если результат «ложь», то тело цикла выполняется
еще раз, если «истина», то происходит выход из цикла.
На блок - схеме
В Pascal
Repeat
Тело цикла
<тело цикла>
Да
Нет
Условие
Until <условие>;

Цикл с параметром

Практика
Цикл с параметром
В случаях, когда число повторений заранее известно
применяется цикл в параметром.
Переменная, задающая число повторений, называется
параметром цикла, либо управляющей переменной.
После каждого выполнения тела цикла управляющая
переменная увеличивается либо уменьшается, цикл
выполняется до тех пора пока она не превысит либо
станет меньше ограничения.
На блок - схеме
В Pascal
For X:=A to B do
X:=A,В,C
Тело цикла
Х – управляющая переменная (параметр цикла)
А – начальное значение Х, В – конечное Х
С – шаг изменения Х
Begin
<тело цикла>
End;
В качестве шага можно использовать
только:
«to» = 1;
«downto» = -1

Пример задачи с использованием цикла с предусловием
Теория

Словесный алгоритм:
Умножать число Х изначально равное 1
заданное число раз (Н) на 3.
начало
Programm Stepen;
Var
H,B,X:integer;
Begin
Writeln(‘Степень?’);
Readln(H);
X:=1;
B:=1;
While B<=H do
Begin
X:=X*3;
B:=B+1;
End;
Writeln (‘Результат’,X);
End.
Pascal
Н
Ввод заданной степени
X:=1
Начальные значения
B:=1
Нет
«В» счетчик степени
B≤H
да
X:=X*3
Умножение на 3
В=В+1
Увеличение счетчика
Х
Вывод получившегося
значения
конец
Блок-Схема
Пояснения

Пример задачи с использованием цикла с постусловием
Теория
ЗАДАЧА: Возвести число 3 в заданную степень
Словесный алгоритм:

Programm Stepen;
Var
H,B,X:integer;
Begin
Writeln(‘Степень?’);
Readln(H);
X:=1;
B:=0;
Repeat
X:=X*3;
B:=B+1;
Нет
Until B>=H;
Writeln (‘Результат’,X);
End.
начало
Н
Ввод заданной степени
X:=1
Начальные значения
B:=0
Умножение на 3
X:=X*3
Увеличение счетчика
В=В+1
Да
B>=H
«В» счетчик степени
Х
Вывод получившегося
значения
конец
Pascal
Блок-Схема
Пояснения

Пример задачи с использованием цикла с параметром
Теория
ЗАДАЧА: Возвести число 3 в заданную степень
Словесный алгоритм:
Умножать число Х изначально равное 1 заданное число раз (Н) на 3.
Programm Stepen;
Var
H,B,X:integer;
Begin
Writeln(‘Степень?’);
Readln(H);
X:=1;
For B:=1 to H do
Begin
X:=X*3;
End;
Writeln (‘Результат’,X);
End.
Pascal
начало
Н
X:=1
B:=1,H,1
X:=X*3
Х
конец
Блок-Схема
Ввод заданной степени
Начальное значение Х=1
Параметры от 1 до Н
Умножение на 3
Вывод получившегося
значения
Пояснения

Выбор цикла зависит от особенностей условия задачи. Только практика подскажет Вам оптимальное решение.

Задача: Начав тренировки, спортсмен в первый день
пробежал 10 км. Каждый день он увеличивал дневную
норму на 10% нормы предыдущего дня.
Какой суммарный путь пробежит спортсмен за 7 дней.
Входные переменные:
d – количество дней
Sd – расстояние за текущий день
Выходные переменные:
S – общий путь

Блок - схема к решению

начало
S:=10
Sd:=10
d:=1
d:=d+1
Sd:=Sd*1.1
S:=S+Sd
нет
D=7
да
s
конец

Программа на Паскале

Цикл «Для»
Цикл «Пока»
Цикл «До»
Program beg;
Program beg;
Program beg;
Var
Var
Var
S,Sd: real;
S,Sd: real;
S,Sd: real;
d:byte;
d:byte;
d:byte;
Begin
Begin
Begin
S:=10;
S:=10;
S:=10;
Sd:=10;
Sd:=10;
Sd:=10;
For d:=2 to 7 do
begin
While d<7 do
begin
Repeat
d:=d+1;
Sd:=1.1*Sd;
d:=d+1;
Sd:=1.1*Sd;
S:=S+Sd;
Sd:=1.1*Sd;
S:=S+Sd;
end;
S:=S+Sd;
until (d=7);
Writeln(‘S=‘,S);
end;
Writeln(‘S=‘,S);
End.
Writeln(‘S=‘,S);
End.
End.

Вопросы для контроля:
1. Каким оператором в Pascal задается цикл с
предусловием
2. Как в цикле в параметром указывать шаг «1» и «-1»
3. По какой ветке происходит выход из цикла с
постусловием
4. Есть ли в цикле с параметром условия
5. Что может быть телом цикла
6. Когда используется цикл с параметрами
Конец





Цикл с предусловием Если число повторений заранее неизвестно, а задано лишь условием, и действие, которое необходимо выполнить только после проверки условия используют цикл в предусловием. В качестве условия используется логическое выражение, тело цикла – простой или составной оператор. Перед каждым выполнением тела цикла происходит проверка условия, если результат «истина», то тело цикла выполняется еще раз, если «ложь», то происходит выход из цикла. На блок - схемеВ Pascal begin end; Условие Тело цикла Нет Практика Начало цикла Конец цикла ДА While do


Цикл с постусловием Если число повторений заранее неизвестно, а задано лишь условием, и действие, которое необходимо выполнить до проверки условия используют цикл с постусловием. В качестве условия используется логическое выражение, тело цикла – простой или составной оператор. После каждого выполнением тела цикла происходит проверка условия, если результат «ложь», то тело цикла выполняется еще раз, если «истина», то происходит выход из цикла. На блок - схемеВ Pascal Repeat Условие Тело цикла Да Нет Практика Until ;


Цикл с параметром В случаях, когда число повторений заранее известно применяется цикл в параметром. Переменная, задающая число повторений, называется параметром цикла, либо управляющей переменной. После каждого выполнения тела цикла управляющая переменная увеличивается либо уменьшается, цикл выполняется до тех пора пока она не превысит либо станет меньше ограничения. На блок - схемеВ Pascal Х – управляющая переменная (параметр цикла) А – начальное значение Х, В – конечное Х С – шаг изменения Х В качестве шага можно использовать только: «to» = 1; «downto» = -1 X:=A,В,C Тело цикла Практика For X:=A to B do Begin End;


Пример задачи с использованием цикла с предусловием Возвести число 3 в заданную степень ЗАДАЧА: Словесный алгоритм: Умножать число Х изначально равное 1 заданное число раз (Н) на 3. начало Н BHBH X:=1 X:=X*3 конец Х Ввод заданной степени Начальные значения «В» счетчик степени В=В+1 Умножение на 3 Увеличение счетчика Вывод получившегося значения Programm Stepen; Var H,B,X:integer; Begin Writeln(Степень?); Readln(H); X:=1; B:=1; While B


H X:=1 X:=X*3 конец Х Ввод заданной степени Начальные зн" title="Пример задачи с использованием цикла с постусловием Возвести число 3 в заданную степень ЗАДАЧА: Словесный алгоритм: Умножать число Х изначально равное 1 заданное число раз (Н) на 3. начало Н B>=H X:=1 X:=X*3 конец Х Ввод заданной степени Начальные зн" class="link_thumb"> 8 Пример задачи с использованием цикла с постусловием Возвести число 3 в заданную степень ЗАДАЧА: Словесный алгоритм: Умножать число Х изначально равное 1 заданное число раз (Н) на 3. начало Н B>=H X:=1 X:=X*3 конец Х Ввод заданной степени Начальные значения «В» счетчик степени В=В+1 Умножение на 3 Увеличение счетчика Вывод получившегося значения Programm Stepen; Var H,B,X:integer; Begin Writeln(Степень?); Readln(H); X:=1; B:=0; Repeat X:=X*3; B:=B+1; Until B>=H; Writeln (Результат,X); End. Нет Да Теория Pascal Блок-Схема Пояснения B:=0 =H X:=1 X:=X*3 конец Х Ввод заданной степени Начальные зн"> =H X:=1 X:=X*3 конец Х Ввод заданной степени Начальные значения «В» счетчик степени В=В+1 Умножение на 3 Увеличение счетчика Вывод получившегося значения Programm Stepen; Var H,B,X:integer; Begin Writeln(Степень?); Readln(H); X:=1; B:=0; Repeat X:=X*3; B:=B+1; Until B>=H; Writeln (Результат,X); End. Нет Да Теория Pascal Блок-Схема Пояснения B:=0"> =H X:=1 X:=X*3 конец Х Ввод заданной степени Начальные зн" title="Пример задачи с использованием цикла с постусловием Возвести число 3 в заданную степень ЗАДАЧА: Словесный алгоритм: Умножать число Х изначально равное 1 заданное число раз (Н) на 3. начало Н B>=H X:=1 X:=X*3 конец Х Ввод заданной степени Начальные зн"> title="Пример задачи с использованием цикла с постусловием Возвести число 3 в заданную степень ЗАДАЧА: Словесный алгоритм: Умножать число Х изначально равное 1 заданное число раз (Н) на 3. начало Н B>=H X:=1 X:=X*3 конец Х Ввод заданной степени Начальные зн">


Пример задачи с использованием цикла с параметром Возвести число 3 в заданную степень ЗАДАЧА: Словесный алгоритм: Умножать число Х изначально равное 1 заданное число раз (Н) на 3. начало Н X:=1 X:=X*3 конец Х Ввод заданной степени Начальное значение Х=1 Параметры от 1 до Н Умножение на 3 Вывод получившегося значения Programm Stepen; Var H,B,X:integer; Begin Writeln(Степень?); Readln(H); X:=1; For B:=1 to H do Begin X:=X*3; End; Writeln (Результат,X); End. B:=1,H,1 Теория Pascal Блок-Схема Пояснения




Задача: Начав тренировки, спортсмен в первый день пробежал 10 км. Каждый день он увеличивал дневную норму на 10% нормы предыдущего дня. Какой суммарный путь пробежит спортсмен за 7 дней. Входные переменные: Выходные переменные: S – общий путь d – количество дней Sd – расстояние за текущий день


Конец Вопросы для контроля: 1.Каким оператором в Pascal задается цикл с предусловием 2.Как в цикле в параметром указывать шаг «1» и «-1» 3.По какой ветке происходит выход из цикла с постусловием 4.Есть ли в цикле с параметром условия 5.Что может быть телом цикла 6.Когда используется цикл с параметрами


Типы циклов

циклы с параметром for

циклы с предусловием

цикл while с предусловием

цикл repeat - until с постусловием


Цикл с предусловием в Паскале - WHILE

Оператор цикла с предусловием выполняет действия заранее неизвестное число раз. Выход из цикла осуществляется, если некоторое логическое выражение или его результат окажется ложным.

Так как верность логического выражения проверяется в начале, тело цикла может не выполнится ни одного раза.


Структура цикла WHILE


Блок – схема цикла WHILE

оператор

условие


Пример

Задача: Написать программу, которая вычисляет сумму всех четных чисел до 50.

writeln ("Сумма равна: ",sum);


Задача

Написать программу, которая ищет n!.


Цикл с постусловием в Паскале – REPEAT-UNTIL

Этот оператор аналогичен оператору цикла с предусловием, но отличается от него тем, что проверка условия производится после выполнения тела (действий) цикла. Это обеспечивает его выполнение хотя бы один раз в отличие от ранее разобранных циклов.

Обратите внимание на то, что данный оператор цикла предполагает наличие нескольких операторов в теле цикла, то есть можно выполнять несколько действий, поэтому служебные слова Begin и End не нужны.


Структура цикла

REPEAT-UNTIL


Блок – схема цикла REPEAT-UNTIL

оператор

условие


Пример

Задача: Написать программу, которая определяет сумму первой и последней цифр в числе.

a,b,c,d:integer;

writeln("введите число");

writeln(‘Сумма первой и последней цифры равна:‘c);


Задача

Написать программу, которая определяет является ли число простым.


Цикл с параметром в Паскале - FOR

Цикл FOR задаёт условие по которому программа будет работать до его выполнения, допустим нужно n раз зациклить программу, то это легко сделать с помощью данного цикла.

У цикла FOR есть характерная черта - счетчик который обычно обозначается буквой i или j.

В цикле счетчик можно задавать как в прямом (служебное слово to ), так и в обратном порядке (служебное слово downto ).


Структура цикла FOR

FOR i:= n1 TO n2 DO

1 – ая форма записи

FOR i:= n2 DOWNTO n1 DO

2 – ая форма записи


Блок – схема цикла FOR

i:= n1 … n2

Тело цикла


Пример

Задача: Написать программу, которая вычисляет n-ую степень заданного числа.

a, n, i, pr: integer;

writeln (‘Введите число");

writeln (‘Введите степень числа");

for i:= 1 to n do

writeln (‘Степень числа равна’,pr);


Задача

Написать программу, которая находит число P = (1-1/2)(1-1/3)*…*(1-1/n).

N вводится с клавиатуры.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: изучение алгоритмической структуры циклы, создание моделей и алгоритмов для решения практических задач.

Ход урока

I. Актуализация знаний

  • Повторить понятие алгоритма, основные конструкции алгоритмического языка.
  • Уметь разрабатывать математическую модель, алгоритм и блок схему решения задачи.
  • Иметь понятие о языках программирования и их назначении.
  • Уметь работать в среде программирования.
  • Знать структуры программы.
  • Уметь записывать выражения, содержащие числовые и символьные величины.
  • Знать структуры операторов и особенности их работы.
  • Уметь применять операторы при написании программ с линейными и ветвящимися структурами.
  • Уметь на компьютере создавать и запускать программы на отладку.

II. Теоретический материал урока

Большинство практических задач требует многократного повторения одних и тех же действий, т. е. повторного использования одного или нескольких операторов. (Презентация)

Пусть требуется ввести и обработать последовательность чисел. Если чисел всего пять, можно составить линейный алгоритм. Если их тысяча, записать линейный алгоритм можно, но очень утомительно и нерационально. Если количество чисел к моменту разработки алгоритма неизвестно, то линейный алгоритм принципиально невозможен.

Другой пример. Чтобы найти фамилию человека в списке, надо проверить первую фамилию списка, затем вторую, третью и т.д. до тех пор, пока не будет найдена нужная или не будет достигнут конец списка. Преодолеть подобные трудности можно с помощью циклов.

Циклом называется многократно исполняемый участок алгоритма (программы). Соответственно циклический алгоритм - это алгоритм, содержащий циклы.

Различают два типа циклов: с известным числом повторений и с неизвестным числом повторений. При этом в обоих случаях имеется в виду число повторений на стадии разработки алгоритма.

Существует 3 типа циклических структур:

  • Цикл с предусловием;
  • Цикл с послеусловием;
  • Цикл с параметром;

Иначе данные структуры называют циклами типа «Пока», «До», «Для».

Графическая форма записи данных алгоритмических структур:

Цикл с предусловием (иначе цикл пока ) имеет вид:

условие – выражение логического типа.

Цикл может не выполняться ни разу, если значение логического выражения сразу же оказывается ложь.

Серия команд, находящихся между begin и end, выполняются до тех пор, пока условие истинно .

Для того чтобы цикл завершился , необходимо, чтобы последовательность инструкций между BEGIN и END изменяла значение переменных, входящих в условие.

Цикл с постусловием (иначе цикл до ) имеет вид:

условие – выражение логического типа.

Обратите внимание:

Последовательность инструкций между repeat и until всегда будет выполнено хотя бы один раз ;

Для того чтобы цикл завершился, необходимо, чтобы последовательность операторов между repeat и until изменяла значения переменных, входящих в выражение условие.

Инструкция repeat, как и инструкция while, используется в программе, если надо провести некоторые повторяющиеся вычисления (цикл), однако число повторов заранее не известно и определяется самим ходом вычисления.

Цикл с параметром (иначе цикл для) имеет вид:

i – параметр цикла;
a – начальное значение цикла;
b – конечное значение цикла;
h – шаг изменения параметра.

Структура данного цикла иначе называют циклом i раз .

Эта команда выполняется таким образом: параметру i присваивается начальное значение а, сравнивается с конечным значением b и, если оно меньше или равно конечному значению b, выполняется серия команд. Параметру присваивается значение предыдущего, увеличенного на величину h – шага изменения параметра и вновь сравнивается с конечным значением b.

На языке программирования Паскаль шаг изменения параметра может быть равным одному или минус одному.

Если между begin и end находится только один оператор, то операторные скобки можно не писать. Это правило работает для цикла типа «Пока» и «Для».

Рассмотрим пример решения задач с использованием данных структур

Пример.

Вычислить произведение чисел от 1 до 5 используя различные варианты цикла

Математическая модель:

Р= 1· 2· 3· 4· 5=120

Составим алгоритм в виде блок-схемы.

Для проверки правильности алгоритма заполним трассировочную таблицу.

Шаг Операция Р i Проверка условия
1 P:=1 1
2 i:=1; 1 1
3 i<=5
P:=P*I
i:=i+1
1 1 1<=5, да (истина)
4 i<=5
P:=P*I
i:=i+1
2 2 2<=5, да (истина)
5 i<=5
P:=P*I
i:=i+1
6 3 3<=5, да (истина)
6 i<=5
P:=P*I
i:=i+1
24 4 4<=5, да (истина)
7 i<=5
P:=P*I
i:=i+1
120 5 5<=5, да (истина)
8 i<=5
P:=P*I
i:=i+1
6<=5, нет (ложь)

Проверка условия происходит в несколько шагов: проверка условия и выполнение команд на одной из ветвей. Поэтому в трассировочной таблице записываются не команды алгоритма, а отдельные операции, выполняемые компьютером на каждом шаге.

Шаг первый : Р присваивается значение один.

Шаг второй : i присваивается значение один.

Шаг третий : при i равном единице проверяем условие один меньше или равен пяти, да, условие истинно, значит Р присваивается значение один умноженное на один, будет два. Для i: один плюс один, будет два.

Шаг четвертый: при i равном двум проверяем условие два меньше или равен пяти, да, условие истинно, значит Р присваивается значение 2 умноженное на один, будет 2. Для i: два плюс один, будет три.

Шаг пятый: при i равном трем проверяем условие три меньше или равен пяти, да, условие истинно, значит Р присваивается значение два умноженное на три, будет шесть. Для i: три плюс один, будет четыре.

Шаг шестой: при i равном четырем проверяем условие четыре меньше или равен пяти, да, условие истинно, значит Р присваивается значение шесть умноженное на четыре, будет двадцать четыре. Для i: четыре плюс один, будет пять.

Шаг седьмой: при i равном пяти проверяем условие пять меньше или равен пяти, да,условие истинно, значит Р присваивается значение двадцать четыре умноженное на пять, будет сто двадцать. Для i: пять плюс один, будет шесть.

Шаг восьмой: при i равном шести проверяем условие шесть меньше или равен пяти, нет, условие ложно, тогда мы выходим из цикла, а в результате получаем последнее значение равное сто двадцати.

Program Pr1;
Var i: integer;
Begin
P:=1;
i:=1;
While i<=5 do
begin
P:=P*i;
i:=i+1;
end;
Write (‘P=’, P);
end.

Для цикла с постусловием построим блок-схему и трассировочную таблицу. (слайд16)

В результате получаем последнее значение равное сто двадцати на седьмом шаге

И для Цикла с параметром построим блок-схему и трассировочную таблицу. (слайд17)

В результате получаем последнее значение равное сто двадцати на шестом шаге

Задача:

Вывести на экран числа от 1 до 5 в:

  1. прямом порядке;
  2. обратном порядке.

Математическая модель:

  1. 1 2 3 4 5;
  2. 5 4 3 2 1.

Блок-схема и программа решения задачи представлена для чисел в прямом порядке и обратном порядке.

(слайд 21)

Запишем рассмотренные алгоритмы на языке программирования Паскаль.

(слайд 22)

III. Подведение итогов урока

И так мы рассмотрели следующие вопросы:

  1. Алгоритмическая структура цикл;
  2. Виды алгоритмических структур:
    1. Цикл с предусловием;
    2. Цикл с послеусловием;
    3. Цикл с параметром;
  3. Рассмотрели способы записи данных структур;
  4. Разобрали примеры решения задач с помощью этих структур.
Loading...Loading...