Составление простейших программ языка паскаль авс презентация. Основы программирования на паскале. Команда uses – использование, откроется в отдельном окне

Описание слайда:

Система Pascal ABC Система Pascal ABC предназначена для обучения программированию на языке Паскаль и ориентирована на школьников и студентов младших курсов. По мнению авторов первоначальное обучение программированию должно проходить в достаточно простых и дружественных средах, в то же время эти среды должны быть близки к стандартным по возможностям языка программирования и иметь достаточно богатые и современные библиотеки стандартных подпрограмм. Язык Паскаль признан многими российскими преподавателями как один из лучших именно для начального обучения. Однако, среда Borland Pascal, ориентированная на MS DOS, устарела, а среда Borland Delphi с ее богатыми возможностями сложна для начинающего программиста. Так, попытка начинать обучение с написания событийной программы в Borland Delphi вызывает у обучаемого массу сложностей и приводит к ряду неправильно сформированных навыков.Система Pascal ABC основана на языке Delphi Pascal и призвана осуществить постепенный переход от простейших программ к модульному, объектно-ориентированному, событийному и компонентному программированию. Некоторые языковые конструкции в Pascal ABC допускают, наряду с основным, упрощенное использование, что позволяет использовать их на ранних этапах обучения. Например, в модулях может отсутствовать разделение на секцию интерфейса и секцию реализации. В этом случае модули устроены практически так же, как и основная программа, что позволяет приступить к их изучению параллельно с темой "Процедуры и функции". Тела методов можно определять непосредственно внутри классов (в стиле Java и C#), что позволяет создавать классы практически сразу после изучения записей, процедур и функций. Ряд модулей системы программирования Pascal ABC специально создавался для учебных целей:Модуль растровой графики GraphABC обходится без объектов, хотя его возможности практически совпадают с графическими возможностями Borland Delphi. Он доступен в несобытийных программах и позволяет легко создавать анимацию без мерцания. Модуль Events позволяет создавать простейшие событийные программы без использования объектов (события представляют собой обычные процедурные переменные). Модули Timers и Sounds позволяют создавать таймеры и звуки, которые также реализованы в процедурном стиле. Эти модули можно использовать даже в консольных программах. Модуль контейнерных классов Containers позволяет работать с основными структурами данных (динамические массивы, стеки, очереди, множества), реализованными в виде классов. Модуль векторной графики ABCObjects предназначен для быстрого изучения основ объектно-ориентированного программирования, а также позволяет создавать достаточно сложные игровые и обучающие программы. Модуль визуальных компонентов VCL позволяет создавать событийные приложения с главной формой в стиле Delphi. Классы VCL немного упрощены по сравнению с аналогичными классами Delphi. Имеется редактор форм и инспектор объектов. Технология восстановления формы по коду программы позволяет обойтись для приложения с главной формой одним файлом (!). В языке Pascal ABC имеются арифметические операции с типизированными указателями (в стиле языка C), а также тип complex, предназначенный для работы с комплексными числами.Компилятор Pascal ABC является компилятором переднего плана (front-end). Это означает, что он не генерирует исполняемый код в виде.exe-файла, а создает в результате компиляции дерево программы в памяти, которое затем выполняется с помощью встроенного интерпретатора. В итоге скорость работы программы примерно в 20 раз медленнее скорости работы этой же программы, откомпилированной в среде Borland Pascal, и в 50 раз медленнее этой программы, откомпилированной в среде Borland Delphi.В системе Pascal ABC ученик может выполнять так называемые проверяемые задания, обеспечивающие постановку задачи со случайными исходными данными, контроль операций ввода-вывода, проверку правильности решения, а также ведение протокола решения задач.Проверяемые задания реализованы в виде электронного задачника по программированию Programming Taskbook, содержащего 1000 задач по программированию разного уровня сложности (от простейших задач до задач на файлы, указатели и рекурсию) а также в виде исполнителей Робот и Чертежник, предназначенных для быстрого обучения основам программирования школьников младших и средних классов.В свободно распространяемую версию Pascal ABC & Programming Taskbook Mini Edition входит мини-версия электронного задачника (200 задач) и урезанный комплект задач для исполнителей Робот и Чертежник. Версия Pascal ABC & Programming Taskbook Complete Edition содержит полный комплект задач.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Язык программирования ABC Pascal 9 класс

Язык программирования Это формальная знаковая система (набор команд), которую понимает компьютер. Алфавит языка – множество символов, используемых в этом ЯП.

В начале 70-х годов XX века швейцарский учёный Никлаус Вирт разработал язык программирования, и дал ему название Паскаль, в честь знаменитого французского математика XVII века, изобретателя первой счётной машины Блеза Паскаля. С помощью ЯП Паскаль можно разрабатывать программы самого разного назначения. Синтаксис этого языка интуитивно понятен даже тем, кто только начинает осваивать азы программирования.

Язык Паскаль удобен для начального обучения программированию, не только потому, что учит как правильно написать программу, но и тому, как правильно разрабатывать методы решения задач программирования

Алфавит языка прописные и строчные буквы латинского алфавита от A до z , а также символ подчеркивания (_), который тоже считается буквой. Прописные и строчные буквы взаимозаменяемы (рАвНоЗнАчНы); арабские цифры 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ; специальные одиночные знаки: + – * / = . , : ; ^ $ # @ ; специальные парные знаки: () { } ; составные знаки: = .. (* *) (..) .

Структура программы Программа на языке Паскаль состоит из: // Заголовок (необязательная часть) // Блок описаний // Тело программы

Блок описаний Описание меток; Определение констант; Определение типов; Описание переменных; Описание процедур и функций.

Тело программы Begin ………… { тело программы, список команд } End.

Структура программы Program NameProgram ; { заголовок программы } Uses … ; {раздел подключения модулей} Label … ; { раздел описания меток } Const … ; { раздел описания констант } Туре … ; { раздел определения типов } Var … ; { раздел описания переменных } Function … ; Procedure … ; { раздел описания функций и процедур } BEGIN ... { раздел операторов } END.

Пояснения В пояснениях можно использовать русские буквы { могут находится в фигурных скобках } // могут писаться после двух слэшей

Оператор вывода Write(‘ текст ’); - оператор вывода текста и переменных на экран (оставляет курсор на текущей строке); Writeln(‘ текст ’); - оператор вывода текста и переменных на экран (переносит курсор на новую строку);

Компиляция (F9) Устранение ошибок в программе.

Пример программы Begin write(‘ Это моя первая программа! ’); End. Произведите компиляцию и запустите программу на исполнение просмотрите результат.

Программа Результат исполнения Остановка выполнения программы

Задание 001 Выведите следующий текст на экран: Привет всем! Я лучший программист ОСШ №3! Обратите внимание на то, что текст выводится в две разные строчки

Арифметические действия Если в программе записать: Writeln(‘3+8’); То после исполнения программы в экране выполнения появится надпись 3+8 Если же записать: Writeln(3+8); // без апострофов То после исполнения программы в экране выполнения появится надпись 11 , т.е. Pascal произведет сам расчёт Попробуйте вычислить выражение: 185(14+16)



Никлаус Вирт В начале 70-х годов XX века швейцарский учёный Никлаус Вирт разработал язык программирования, и дал ему название Паскаль, в честь знаменитого французского математика XVII века, изобретателя первой счётной машины Блеза Паскаля. С помощью ЯП Паскаль можно разрабатывать программы самого разного назначения. Синтаксис этого языка интуитивно понятен даже тем, кто только начинает осваивать азы программирования.




Алфавит языка прописные и строчные буквы латинского алфавита от A до z, а также символ подчеркивания (_), который тоже считается буквой. Прописные и строчные буквы взаимозаменяемы (рАвНоЗнАчНы); арабские цифры; специальные одиночные знаки: + – * / =., : ; ^ $ специальные парные знаки: () { } ; составные знаки: =.. (* *) (..).








Структура программы Program NameProgram; {заголовок программы} Uses …;{раздел подключения модулей} Label …; {раздел описания меток} Const …; {раздел описания констант} Туре …; {раздел определения типов} Var …; {раздел описания переменных} Function …; Procedure …; {раздел описания функций и процедур} BEGIN... {раздел операторов} END.











Арифметические действия Если в программе записать: Writeln(3+8); То после исполнения программы в экране выполнения появится надпись 3+8 Если же записать: Writeln(3+8); //без апострофов То после исполнения программы в экране выполнения появится надпись 11, т.е. Pascal произведет сам расчёт Попробуйте вычислить выражение: 185(14+16)

1 слайд

ПАСКАЛЬ Белякова Наталья Александровна Учитель информатики, технологии и ИЗО, МБОУ СОШ №6 г.Холмска Сахалинской области Pascal ABC

2 слайд

3 слайд

Тип данных REAL Если число имеет запятую и является дробным, то оно называется ВЕЩЕСТВЕННЫМ. Для хранения вещественных чисел в Pascal используется специальный тип данных – REAL. Для их ввода в программу используется оператор VAR (variable – переменная) ПРИМЕР: program p15 ; VAR a, b, c: REAL ; Begin и прочее……….

4 слайд

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ переменные: program summa ; VAR A, B, C: REAL ; Begin A:= 3.5; B:= 7.6; С:=А + В; writeln ("cумма = ", c) ; End. ______________________________________ Все вещественные числа записываются не с запятой, а с точкой!!!

5 слайд

Форматы записи вещественных переменных: Обычная форма: 0,7 может быть записано как 0.7 или.7 -2,1 может быть записано как -2.1 Запись с экспонентой: Число представляется в виде мантиссы (дробной части числа), умноженной на 10 в некоторой степени 2700 = 2,7*10 Число 10 записывается в виде буквы Е, а за ней идёт величина степени: 2.7Е3 0,002 = 2*10 Число 10 записывается в виде буквы Е, а за ней идёт величина степени: 2Е-3 3 - 3

6 слайд

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ переменные: program z16 ; var a, b, c: real; begin a:= 17.3; b:= 3.4; c:=a+b; writeln ("сложение А+В = ", c); c:=a-b; writeln ("вычитание А-В = ", c); c:=a*b; writeln ("умножение А*В = ", c); c:=a/b; writeln ("деление А/В = ", c); End.

7 слайд

Функции типа REAL: PROGRAM Z18 ; VAR A , B: REAL ; BEGIN A:= 2.0 ; {вычисление квадратного корня} B:= SQRT (A); WRITELN (Квадратный корень (Sqrt (А)) = ", В) ; {вычисление синуса} B:= SIN (A); WRITELN (‘синус числа (SIN (A) = ", B) ; {вычисление косинуса} B:= COS (A); WRITELN (‘косинус числа (COS (A) = ", B) ;

8 слайд

{вычисление арктангенса} B:= ARCTAN (A); WRITELN (арктангенс числа (Arctan (А)) = ", В) ; {вычисление логарифма} B:= LN (A); WRITELN (‘логарифм числа (LN (A) = ", B) ; {возведение числа Е в степень А} B:= EXP (A); WRITELN (‘экспонента в степени А (EXP (A) = ", B) ; {вычисление числа Пи} B:= PI ; WRITELN (‘число Пи (Pi) = ", B) ; End.

9 слайд

{вычисление арктангенса} B:= ARCTAN (A); WRITELN (‘арктангенс числа (Arctan (А)) = ", В) ; _______________________________ Вывод вещественного числа можно задать. Под значение переменной «В» задаём 6 цифр, из них 4 после запятой: {вычисление арктангенса} B:= ARCTAN (A); WRITELN (‘арктангенс числа (Arctan (А)) = ", В:6:4) ; _______________________________

10 слайд

Основные операторы системы: Имя программы program Начало и Конец BeginиEnd. Переменные VAR Целое число integer Вещественное число real Вывод наэкран Write(‘x= ‘, x) Вывод на экран с новой строки Writeln(‘x= ‘, x) Модуль числа Abs (х) Возведение в квадрат Sqr(х) Квадратный корень числа Sqrt(x) Синус числа Sin (x) Косинус числа Cos (x) Арктангенс числа Arctan(x) Логарифм числа Ln(x) Возведение числаЕв степеньХ Exp (x) Вычисление числаПи Pi

11 слайд

ЗАДАНИЕ: z15) Считая, что операция умножения и операция возведения в квадрат имеют одинаковую сложность, запишите оптимальным образом выражения: Z15a) Z15b) Z15c) Z15d) Z15e) Z16) Набрать задачу на основные арифметические операции (образец в тетради) Z17) Вычислите выражение: Z18) Набрать задачу на вычисление стандартных функций числа d:=8 (модуль, квадратный корень, квадрат числа, синус, косинус, тангенс, арктангенс, котангенс, логарифм числа) Z19) Напишите программу для вычисления дискриминанта квадратного уравнения. Коэффициенты задайте в программе через оператор присваивания Z20) Вычислите выражение:

12 слайд

Z21) Дан диаметр окружности d. Найти его длину () Z22) Дана длинна ребра куба, a, b, c прямоугольного параллелепипеда. Найти его объём и площадь поверхности Z23) Найти длину окружности L и площадь круга S заданного радиуса R: L=2πR, S = πR Z24) Даны 2 числа a и b. Найти их среднее арифметическое Z25) Даны 2 неотрицательных числа a и b. Найти их среднее геометрическое (квадратный корень из их произведения) Z26) Найти расстояние между двумя точками с заданными координатами x1 и x2 на числовой оси: |x2 - x1|. 2

13 слайд

Литература: М. Э. Абрамян. Programming Taskbook. Электронный задачник по программированию. Версия 4.6./ Ростов-на-Дону - 2007 г. 2. Ушаков Д.М., Юркова Т.А. Паскаль для школьников. СПб.: Питер, 2010. - 256 с.

Cлайд 1

Cлайд 2

Урок 1. Моя первая программа Нашей первой программой будет программа-приветствие. Она просто выведет текст на экран компьютера и завершит свою работу. Мы также рассмотрим основные правила оформления программы. program First; begin write("Привет,"); writeln("друзья!"); writeln("Это вторая строка") end. Первая строка-заголовок программы. Program-служебное слово; First – имя нашей программы, его придумываете сами. В конце строки стоит «;» При перечислении инструкций Паскаля между ними нужно ставить «;» . Дальше идет тело программы. Оно всегда начинается со слова begin. Здесь в конце строки нет «;» Следующая команда или оператор выводит слово ПРИВЕТ на экран; текст для вывода всегда заключается в апострофы. (" "). Этот оператор выводит на экран слово ДРУЗЬЯ! и переводит курсор на следующую строку. Т.к. символы «ln» в операторе writeln означают «line» - строка. Здесь в конце строки «;» не обязательна, т.к. это последний оператор (перед end «;» можно не ставить). End – заканчивает тело программы и в конце обязательно стоит точка. В результате выполнения программы получаем

Cлайд 3

Как заложить программу в компьютер? Для начала рассмотрим этапы, которые должен пройти пользователь(программист) для того, чтобы увидеть на экране правильные результаты работы программы.

Cлайд 4

Схема прохождения этапов создания программы на компьютере. начало Edit (редактирование) Ошибка? Compile (компиляция) Ошибка? Build (построение) Ошибка? Run (выполнение) Ошибка? Конец Да Да Да Да Нет Нет Нет Нет

Cлайд 5

Запустите программу Паскаль АВС со значка на рабочем столе Главное меню Переход - F10 Окно редактирование Переход из главного меню - Alt Окно вывода Запуск на выполнение программы – F9

Cлайд 6

Наберите в окне редактирования свою первую программу, запустите на выполнение кнопкой F9 . program First; begin write("Привет, "); writeln("друзья!"); writeln("Это вторая строка") end. Процессы компиляции и запуска программы на выполнение можно объединить, вызвав команду Run (F9) сразу после набора текста программы. Выход из программы осуществляется с помощью команды Exit в меню File. Задание 1. Напишите программу, которая выводит на экран текст: Важно Не путать Write и Writeln ! Проверяем.

Cлайд 7

Задание 2. Напишите программу, которая выводит на экран фразу «Всем привет!» 20 раз – в таблице из 5 строк по 4 столбца. Подсказка. Для задания расстояния между колонками используйте несколько пробелов. Напишите сначала только один оператор write? Который выведет одну фразу (не забудьте про пробелы). Затем скопируйте его еще 4 раза, чтобы получить целую строку. В конце не забудьте поставить переход на следующую строку (writeln). Копировать begin и end не нужно! Проверяем.
Loading...Loading...